АО «Уралэлектромаш» - высоконадежные асинхронные трехфазные электрические машины

g TOP25ERIuBra yax3wR9WvH6j8GPSuh1AYstdAMZZE43ML3fNXDB5iJ0Fs6GKY xxvZ1ZU1iRC3ycCALM9UILE

 История завода «Уралэлектромаш» берет свое начало с Каменского чугунолитейного завода, ведь современное предприятие находится в месте расположения завода по производству чугуна. Именно здесь в 1701 году из домны впервые был получен металл. Этот год принято считать годом основания города Каменска-Уральского. Каменский завод стал первым доменным заводом на Урале. Более 220 лет он прослужил на благо Отечеству и в период 1926-1928 гг. был ликвидирован. Затем здесь размещались технические гаражи и механические мастерские. А в конце 1945 года на базе мастерских был образован завод Министерства местной промышленности РСФСР — Металлозавод №5. Первым его директором стал Николай Петрович Орлов.

2WO8 Q6lJBV9sqn3a6brNgnSeNlW Ojt6m8bcg0PitrZxRG7V90j UGut8zx7U4bNjapFFR3DelM2dMuipzpHmow

12 мая 1950 г. исполком Свердловского областного Совета депутатов трудящихся утвердил в составе треста 10 предприятий, в том числе Каменск-Уральский электромеханический завод. Именно с этой даты завод ведет свое летоисчисление. Так в мае 2025 года завод «Уралэлектромаш» отметил свой 75-летний юбилей.

JF hYu4x3p 714 Jjo R3ixy14mKzAwnwjFcFOWRdgplp8wOTPl37c517ss qf5Qdw9aCanPBBw4NzyBDrM6EaM3

Реконструкция и строительство завода

В сентябре 1946 года исполнительный комитет Каменск-Уральского Горсовета депутатов трудящихся своим решением № 643 обязал директора Металлозавода № 5 Орлова Н.П. закончить устройство ограды по периметру площадки завода и провести посадку деревьев.
Участок площадью 1,57 га был передан предприятию в арендное пользование.
Основной продукцией Металлозавода № 5 тогда были товары широкого потребления.

NKVwJE8RDsDsdes8jOp1uIvP1rK426cscct55aAMDvbGyVB6sf8ifE44wRW8GqbpoEHUVBVZqn5ey MgLsJk4ath

В период 1946-1949 гг. завод испытывал финансовые затруднения: продукция завода не имела достаточного сбыта. Переориентация предприятия на выпуск электродвигателей была необходимым условием выживания. И к 1950 году здесь освоили серийное производство электромоторов.

 

dpURAUOiSby luqf5 tMXIedjtqpYxYORkw3GBscR3iywSfn9nhtslV4j0n15XtK1qvyW MY01YZ5oB lTj1YZr2

К концу 1955 года у руководства завода возникла проблема: для плодотворной работы предприятия были необходимы переоборудование старых помещений и строительство новых. В отчёте о работе предприятия в 1960 году директор завода И.Г. Курашко писал: «В связи с тем, что производственные площади завода перегружены, дальнейший рост производства без реконструкции и увеличения площадей невозможен». Так появилось проектное задание расширения и реконструкции завода. К реконструкции приступили в 1963 году. Прежде всего были снесены разного рода пристройки около старых корпусов. Главный корпус, бытовые помещения с инструментальным участком без монтажа технологического оборудования сданы в эксплуатацию в сентябре 1965 года. В последующие годы завод продолжал активно строиться и развиваться.

g TOP25ERIuBra yax3wR9WvH6j8GPSuh1AYstdAMZZE43ML3fNXDB5iJ0Fs6GKY xxvZ1ZU1iRC3ycCALM9UILE

На сегодняшний день на предприятии работает 370 человек. Здесь действует полный замкнутый цикл производства изделий: от разработки конструкторской и технической документации до выпуска продукции с учетом всех пожеланий заказчика.

Структура современного завода представлена 6 подразделениями: отдел главного конструктора, отдел главного технолога, заготовительный цех, обмоточно-пропиточный цех, механосборочный цех и инструментально-технологический цех.

От ширпотреба до оборудования для атомной промышленности

До 50-х годов в структуре Металлозавода № 5 значились 3 цеха: механический, литейный и инструментальный. Завод выпускал: метры складные, ленту землемерную, замки и детали к ним, детские ружья, посуду алюминиевую, пружины патефонные, окучники, детские игрушки, мебель.

gbOw4PuJttX5dVF02Qlp2RPqb7fqy9tOGMNszcQLjCmgNciChb30z19QttXa gB0Tmm8Kmk ZxEtTdVxGSsYaaF7

В 1950 году появились первые электромоторы. Приказом Министерства местной промышленности от 21.07.1949 г. заводу было поручено освоить и наладить выпуск асинхронных электромоторов малой мощности 2,8 и 4,5 кВт.
В 1950 г. план для предприятия был установлен серьезный — произвести электромоторов в количестве 3000 шт., из них 750 шт. в первом полугодии. На тот момент завод не имел технической базы, опытных инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих, тем не менее, коллектив приступил к налаживанию выпуска электромоторов. Полностью правительственное задание выполнить не удалось: было изготовлено 1284 электромотора. Для завода это было большим достижением. В процессе производства освоены следующие стадии: литье и механическая обработка, обмотка и пропитка, сборка.
Испытание асинхронного, трехфазного двигателя для Каменск-Уральского электромеханического завода проводил научный отдел Уральского политехнического института им. С.М. Кирова. На период следующей пятилетки 1951-1955 гг. завод получил задание на изготовление электромоторов в количестве 7000 шт.

tLfNqQyepoqwZOv4zA2fBBKWncElSJLTup9I IJLav8ahlzchPqHB L6pCpTny6uWWqkviSvPay0EZHM94TLPjf0

В 1950–60-е годы завод выпускал, в основном, электромоторы и электростанции, в то же время по заданиям вышестоящих организаций продолжал выпускать товары народного потребления: велосипеды, стогометатели, зерносушилки ЗС-3, электросверла ЭБР-19Д, бытовые электроплитки, арматуру контактных соединений электробуров. Наряду с этой продукцией велся выпуск 100-метровых скребковых транспортеров для угольной промышленности и трелевочных лебедок для лесной промышленности.

По заданию Министерства топливной промышленности РСФСР завод в 1954 году освоил и наладил выпуск передвижных электростанций марки ПЭС-12-200 для нужд лесной промышленности. В связи с этим, снято с производства изготовление скребковых транспортеров и трелевочных лебедок.

К 1955 году главнейшими изделиями завода являлись: стогометатели, электромоторы, аккумуляторные лампы, передвижные электростанции.

После перехода в ведение Управления электротехнической промышленности Совнархоза, завод начал производство морских электродвигателей, сначала типа МР и МРЗ, а потом типа АМ.

pDvQDmtXd7Y6 IForQHk8fnocYaYEz4FPE0K11hCht3YNrl0CdZe8yxij1Iv7LSWanwtWmngdm0lOOlWxwPX9NgH

В 1960-е годы заводской продукцией считались электродвигатели типа МРЗ и МРЗК и электродвигатели типа АМ и АМТ. А начиная с 1964 года, наряду с упомянутыми выше электродвигателями, завод наладил выпуск электродвигателей типа АМШ и АМНШ.

К 1959 году электродвигатели АМ поставлялись на 10 предприятий страны, а к 1970 году эти электромашины уходили на экспорт в такие страны как: Болгария, Румыния, Польша, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Куба, Индия, Иран, Кувейт, Египет и др.

agArAbO N81Mug39xMVuylo1QPaVZwEovlDqUxSJzzjjmCicQyYKUQorSzHWpeSDox FQpwUXH8nO4itgv6bzOzm

В Краеведческом музее им. И.Я. Стяжкина находятся на хранении металлические чеканки — товары народного потребления, которые производил завод в то время наряду с электродвигателями. Чеканки поступили на хранение в музей в августе 1980 года с выставки товаров народного потребления, которая была организована ко Дню города Каменска-Уральского.

lO2QHAaAlHqKBiFIXQd9LQEiX4Zj2XVyCm5L6akhZBTn9Q5A1YXdvVyi2CnIV1CC7MtzNhEfXv3P8iTFotSGf3Kg

В 1971 году завод начал работать над выпуском электродвигателей класса ДМ, значительно превосходивших по своим характеристикам прежние моторы, производимые предприятием.
В 1984 году завод освоил выпуск индукторных генераторов, а 1986 году появились преобразователи, электродвигатели 2ДМШ 132, генераторы ГАБ4. В 1989 году среди изделий завода появились двигатель типа ЭСНМ и генератор ГА-16Т/2ЗО0П.

V2kRSGArUHgDmfdS utYcaT1VRJ8m j0q6qoPhLdU j7qdWy3UZGzjHShWgH9zSPolIWglQ97bLH tHX0U8idSQC

В 1990 году завод произвёл свой полумиллионный двигатель. В 1997 году появились электродвигатели ДМ225186, ДМ2251В8, ДМН225М4, ДМ112, ЗАВШНЛЗ2А2.
2004-2009 гг. завод освоил и наладил выпуск 24 новинок, в том числе двигателей в титановом корпусе и погружных двигателей для работы в воде, нефти, серной и соляной кислотах, то есть в любых средах.
В 2011-2012 гг. завод запустил в производство электрические машины 4-го уровня 4ДМШ, электродвигатели МАП первого - пятого габаритов, моторы серии ДВМ с высотами 80, 100, 225, а также комплектующие электровозов 29С6, 29С10, ЭП, 365, ЭП20, тепловозов ТЭМЗ1, электропоездов ЭД4, ДТ, разработал и изготовил механизмы линейного перемещения с применением двигателей собственного производства.
ЗАО «Уралэлектромаш» добился получения сертификата соответствия (ОИТ) и лицензии на создание двигателей для атомных электростанций.
2013-2014 гг.значительно увеличилась доля заказов по линии РЖД: электродвигатели для привода различных механизмов тягового подвижного состава. ЗАО «Уралэлектромаш» получило декларацию на производство двигателей рДМ225.
В 2019 году заводом были разработаны и запущены в производство инверторные двигатели и двигатели серии 7ДВМ.

LmjefmeyMj7z 0cZK smm2lu0t2CnW4nDYGOeDxMOOFh6IEwF3 TeLdmFU5XbKxFHUHIRupSuqSAsiz Ib3NpAqB

Предприятие прошло огромный путь: от Металлозавода № 5, производившего товары широкого потребления до АО "Уралэлектромаш" с его высокотехнологичным производством.
На сегодняшний день АО "Уралэлектромаш" производит:

  • встроенные двигатели ДВМ100 и ДВМ200 для атомной промышленности;
  • электродвигатели серии: ДМ, 2ДМШ, 3ДМШ, рДМ, ДТР, АМ, ЭДПН, ДВМ, МАП, ДФ, МДЧ для нужд РЖД, металлургической, машиностроительной, нефтехимической, горнодобывающей, пищевой, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности;
  • индукторные генераторы серии: ГОМ-16, ГОМ-30, ГИСВ 2*25/4000 и генераторы постоянного тока ГС-300.

В условиях импортозамещения выпускаются все новые виды электромашин: 7ДВМ 250, ДМ 250 Л2Ц, ДАТ 180 Р4, ДПР 126, ДПР 217, ДГП 170, ДПП 200, по своим техническим характеристикам превосходящие двигатели компаний, ушедших с российского рынка.
АО «Уралэлектромаш» является членом Союза машиностроительных предприятий Свердловской области. Производимая продукция сертифицирована: Сертификат на соответствие ГОСТ Р, декларации РЖД и др. Предприятие получило свидетельство о признании Российского Классификационного общества на разработку, проектирование и изготовление электромашин. Имеются лицензии на разработку, проектирование и изготовление оборудования для атомных станций.

3lsnZL34ZSknbR iMfnUP5raIpDoyXGjLVlNwb hzBXJAERRA1cIMlyCrqbSgGPlXBLTDo63M gu88 XO8OKFzB

С архивными документами и материалами, используемыми в статье, можно ознакомиться на сайте электронных выставок государственного архива Свердловской области выставкигасо.рф и в филиале ГКУ СО «Государственный архив Свердловской области» в г. Каменске-Уральском по адресу ул. Карла Маркса, д. 39, телефон 8 (3439) 36-51-33.

Заказать

Товар уже добавлен

Для обработки вашего заказа отделом продаж вам необходимо перейти в корзину и заполнить контактные данные.