В далеком 1681 году монахами Далматовского Успенского монастыря была обнаружена железная руда на реке Железенке (так раньше называлась Каменка), впадающей в реку Исеть. Тогда игумен Исаак отправил челобитную царю Федору III Алексеевичу с просьбой пожаловать монастырю эту землю.
3 февраля 1682 года царем была подписана жалованная грамота, разрешившая Далматовскому Успенскому монастырю организовать добычу железной руды по берегам реки и начать производство железа. Так появилось Железенское поселье.
И уже 27 мая 1696 года монастырь получил первый в нашем городе военный заказ. Указом митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия было предписано изготовить «50 ядер железных» для медной пищали Воскресенского острога на р. Миасс.
В 1697 году вышел указ Петра I о поиске мест для строительства казённых железоделательных заводов. И в 1699 году царским указом поселье было отведено в казну, получив название Каменская слобода. С 16 февраля 1700 года по 8 октября 1701 года был построен казенный Каменский чугунолитейный завод. А уже 15 октября…
После Октябрьской революции и Гражданской войны положение дел в уральской металлургии в целом и на Каменском заводе в частности стало драматичным: доменное и чугунолитейное производства были остановлены, и в 1926 году завод было решено ликвидировать.
Однако в 1935 году, отвечая требованиям индустриализации, завод возродился и вновь вернулся в «большую» металлургию. Поселку, носившему в то время название поселок Каменск, присвоили статус города, а мастерские завода отошли в подчинение Городского промышленного комбината. С начала Великой Отечественной войны город стал принимать эшелоны с оборудованием заводов, эвакуированных из западных…
В конце 1945 года на базе Городского промышленного комбината был образован завод Министерства местной промышленности РСФСР — Металлозавод №5. В его структуре работали три цеха: механический, литейный и инструментальный. Предприятие выпускало товары широкого потребления: землемерную ленту, складной металлический метр, слесарную линейку, патефонные пружины, врезные и навесные замки, задвижки и окучники…
С 1950 года машиностроение превратилось в наиболее передовую отрасль промышленности. Завод сменил свое имя с невыразительного «Металлозавод № 5» на звучное «Каменск-Уральский электромеханический завод» (КУЭМЗ). С этого момента предприятие переориентировано на выпуск электродвигателей.
Заказ был серьезным - требовалось изготовить 3 тысячи электродвигателей. Чтобы его выполнить, заводу понадобилось освоить все три стадии…
К 1960 году окончательно сформировалась номенклатура выпуска электродвигателей (МРЗ и МРЗК четвертого и пятого габаритов, а также АМ и АМТ пятого - седьмого габаритов). Заводу предстояло изготовить 7,5 тысяч электродвигателей в морском исполнении, а также 16 тысяч комплектов арматуры для токобуров. Однако производственные площади завода были перегружены, требовалась реконструкция.
К долгожданной реконструкции на заводе приступили в 1963 году. В 1965 году был введен в строй новый главный корпус мощностью до 20,5 тысяч электродвигателей в год. Параллельно с реконструкцией проводилась и реструктуризация: вместо 12 производственных участков были созданы 6 участков основного производства и 4 — вспомогательного. Обновленный завод был передан…
В 1971 году КУЭМЗ вступил в новую фазу своего развития. На повестке дня встал вопрос об освоении выпуска электродвигателей класса ДМ — также морских, но значительно превосходивших по своим характеристикам все те моторы, которые производились предприятием ранее.
К началу 1980-х годов на КУЭМЗе работало пять научно-исследовательских институтов страны, а его продукция пользовалась спросом не только в самых разных уголках СССР, но и за рубежом. В 1984 году завод освоил выпуск индукторных генераторов.
К началу 1986 года структура завода объединяла 5 цехов, 7 участков, 16 отделов и 4 бюро. В соответствии с приказом Министерства электротехнической промышленности № 165 от 14 марта 1986 г. было создано производственное объединение «Уралэлектромаш», в состав которого вошли Каменск-Уральский электромеханический завод, как головное предприятие, и Сысертский электротехнический завод (СЭТЗ),…
В 1988 году производственное объединение КУЭМЗ и СЭТЗ было упразднено и КУЭМЗ, сохранивший за собой наименование ПО «Уралэлектромаш», вошел в состав вновь образованного научно-производственного объединения «Электромаш». В этом же году была введена в эксплуатацию лучшая в СССР маломагнитная лаборатория в долине реки Каменки, целиком построенная из немагнитных материалов в районе,…
1991 год поставил перед ПО «Уралэлектромаш» очередную сложную задачу: в условиях реформы розничных цен и скачка инфляции надо было сохранить трудовой коллектив. Вектор развития производства был вновь смещен на увеличение выпуска товаров народного потребления.
11 декабря 1992 года в соответствии с постановлением главы администрации Каменска-Уральского предприятие сменило своё официальное название и юридический статус, превратившись в акционерное общество закрытого типа «Уралэлектромаш». А 1 сентября 1997 года АОЗТ «Уралэлектромаш» было преобразовано в ЗАО «Уралэлектромаш». В этом году были разработаны и изготовлены электродвигатели ДМ225186, ДМ2251В8, ДМН225М4, ДМ112,…
С начала 2000-х годов администрация ЗАО «Уралэлектромаш» не переставала искать пути оптимизации производства. Переломить ход событий удалось не сразу. Помогла идея резкой смены ориентиров: теперь потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он хочет. Изменились задачи производства: главное значение имело…
2004-2009 годы подтвердили верность принятых руководством решений. В 2005 году ЗАО «Уралэлектромаш» выпустило более 2 тысяч типов двигателей различного назначения. Помимо этого, за два года были освоены 24 новинки, в том числе двигатели в титановом корпусе и погружные двигатели для работы в воде, нефти, серной и соляной кислотах, то есть…
В 2011-2012 годах завод поставил перед собой очередные амбициозные задачи: подготовка и запуск в производство электрических машин 4-го уровня 4ДМШ, электродвигателей МАП первого - пятого габаритов, моторов серии ДВМ с высотами 80, 100, 225, а также комплектование электровозов 29С6, 29С10, ЭП, 365, ЭП20, тепловозов ТЭМЗ1, электропоездов ЭД4, ДТ.
Также ЗАО «Уралэлектромаш»…
За 2013-2014 годы произошло значительное увеличение доли заказов по линии РЖД. Активно поставляются электродвигатели для привода различных механизмов тягового подвижного состава РЖД. Предприятие получило декларацию на производство двигателей рДМ225.
На 2019 год пришёлся пик программы по техперевооружению. Знаковым событием для предприятия стало приобретение многофункционального обрабатывающего центра Multus u4000. В этом же году были разработаны и запущены в производство инверторные двигатели и двигатели серии 7ДВМ, выпускаемые совместно с ЧЭАЗ в рамках импортозамещения. Ранее никто в России подобный привод не изготавливал.
В юбилейный 2020 год Уралэлектромаш вступил в статусе динамично развивающегося предприятия. Завод производит встроенные двигатели ДВМ100 и ДВМ200 для атомной промышленности. По линии РЖД в освоении новая линейка двигателей, замещающих продукцию Siemens. Растет производство трамвайных двигателей в рамках национальной программы по электротранспорту.
В 2021-2023 гг предприятие продолжает свое развитие. Выпускаются серии электродвигателей ДМ, 2ДМШ, 3ДМШ, рДМ, ДТР, АМ, ЭДПН, ДВМ, МАП, ДФ, МДЧ для нужд РЖД, металлургической, машиностроительной, нефтехимической, атомной, горнодобывающей, пищевой, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности.Потребителям поставляются серии индукторных генераторов ГОМ-16, ГОМ-30, ГИСВ 2*25/4000 и генератора постоянного тока ГС-300.Изделия отличаются безотказной…
Сегодня «Уралэлектромаш» - это более 70 лет опыта в производстве высоконадежных асинхронных трехфазных электродвигателей, способных работать в самых тяжелых условиях эксплуатации при повышенных нагрузках.
Предприятие является членом Союза машиностроительных предприятий Свердловской области.
Производственная мощность завода достигает 5 000 изделий в год, выпускается более 2 000 типоразмеров и модификаций двигателей и генераторов. Производимая…